Пиши, Дей-сан.
Ninja Jūhakkei, или 18 умений настоящего ниндзя
Сообщений 1 страница 3 из 3
Поделиться22009-03-25 20:09:30
Название:
Ninja Jūhakkei, или 18 умений настоящего ниндзя
Содержание:
«Ninja Jūhakkei» часто изучались вместе с «Bugei Jūhappan» («18 самурайских боевых искусств»), несмотря на то, что некоторые из дисциплин частично совпадали, большинство из них обладало индивидуальным подходом к самураям и ниндзя.
Вот эти 18 дисциплин:
1. Bajutsu (Искусство верховой езды)
2. Bōjutsu (Искусство боя на палках и с другим оружием)
3. Bōryaku (Военная стратегия)
4. Hensōjutsu (Искусство скрытности и маскировки)
5. Intonjutsu (Искусство побега и исчезновений)
6. Kayakujutsu (Пиротехника и взрывчатые вещества)
7. Kenjutsu (Владение мечом)
8. Kusarigamajutsu (Владение кусаригамой)
9. Naginatajutsu (Владение нагинатой)
10. Seishin-teki kyōyō (Духовное очищение)
11. Shinobi-iri (Искусство тайного проникновения)
12. Shurikenjutsu (Метание сюрикэнов)
13. Sōjutsu (Владение копьём)
14. Sui-ren (Водные тренировки)
15. Taijutsu (Бой без оружия)
16. Tenmon (Метеорология)
17. Chōhō (Шпионаж)
18. Chi-mon (География)
Байдзюцу / Bajutsu
Байдзюцу (馬術 : ばじゅつ, «Верховая езда») также известно под названием дзёбайдзюцу (jōbajutsu, 乗馬術 : じょうばじゅつ) и в общем и целом означает японское военное искусство верховой езды.
Бодзюцу / Bōjutsu
Бодзюцу (棒術) в переводе с японского подразумевает искусство владения любым оружием. Любым в том смысле, что человек, овладевший этим искусством, может превратить в оружие практически любую вещь. Однако, чаще всего подразумевается именно палка, или «бо» (bō), которая является одним из самых первых средств защиты и нападения, познанных человеком.
Сегодня бодзюцу обычно связывают с кобудо Окинавы (Okinawan kobudo) или с японским Koryū budō, которое является одним из основных элементов классического военного обучения. В окинавском варианте оружие часто называют просто «kon»
Боряку / Boryaku
Боряку (謀略) это одно из 18 основополагающих умений ниндзя, закончивших школу Тогакурэ (Togakure-ryū).
Наряду с ортодоксальными методами, боряку предполагает использование нетрадиционных стратегии и тактики, а также манипуляции политической обстановкой и другими текущими событиями в обществе для чрезвычайно тонкого воздействия на противника.
Хэнсодзюцу / Hensōjutsu
Хэнсодзюцу (変装術) это японское военное искусство скрытности и маскировки.
Некоторые кланы ниндзя были известны как «Shichi Hō De» (七方出), или «Идущие семью путями», что подразумевает под собой возможность таких людей перевоплощаться в кого угодно: ремесленника, купца, священника, самурая, кукольника или актёра. Бойцы, изучающие эту дисциплину, были хорошими социологами и подолгу изучали жизнь людей в городах и сёлах – до тех пор, пока не могли смешаться с толпой полностью. Очень часто ниндзя носили сразу два одеяния – или хотя бы соответствующие аксессуары, чтобы при случае быстро перевоплотиться в представителя другого класса.
Это искусство отличается от других тем, что нужно в очень краткий миг суметь стать совершенно другим человеком. Например, ниндзя мог подолгу изучать поведение и быт простых работников, чтобы потом, спасаясь от преследования, прикинуться точно таким же работягой – он будет двигаться в толпе столь же привычно и незаметно, как и сотни других – кто такого узнает?
Часто ниндзя подшивали с внутренней стороны «крестьянской», к примеру, одежды тёмное одеяние, которое позволяло быстро и просто сменить заметную одёжку на камуфляж.
Превращение в животных. Частично ниндзя могли «превращаться» в животных, привязывая к ногам специальные деревянные дощечки с вырезанными следами того или иного животного (иногда также использовались «детские» следы). Таким образом отследить ниндзя становилось крайне сложно.
Тонпо / Tonpo - это подкатегория хэнсодзюцу и являет собой «13 методов становления невидимым» (или «13 методов побега»), что в свою очередь является частью «дзинтонпо» (jintonpō, 人遁法), или «Использование людьми метода исчезновения».
Интодзюцу / Intonjutsu
Интодзюцу (隠遁術) – это искусство «исчезновения» ниндзя, которое включает в себя две техники: «готонпо» (gotonpō), или Искусство сокрытия с помощью пяти элементов, а также «синоби аруки» (shinobi aruki), или Тихое движение. Эти техники активно используются практикующими ниндзюцу.
Каякудзюцу / Kayakujutsu
Каякудзюцу (火薬術) – литературное обозначение Искусства пороха, т.е. это стрельба из ружей, использование пороха и взрывчатых веществ и т.п. История и мифология, накрученные вокруг ниндзя и каякудзюцу, сродни тем, что возводились вокруг алхимии в средневековой Европе: практикующие каякудзюцу обращались к «Ти» (Chi, Земля), чтобы добыть «Ка» (Ka, Огонь), точно так же, как и алхимики в своё время использовали Воздух, Землю, Огонь и Воду.
Обычно в качестве сосудов ниндзя использовали бамбук, яйца в качестве взрывснарядов, маленькие бутылочки и деревянные ящики. Яйца склеивались рисом или воском, а внутрь насыпали перечную смесь, которая при случае ударяла недругу в лицо. Также подобные вещицы использовали, чтобы создать густые облака дыма, которые нам сейчас так часто показывают в кино, чтобы сбить нападающих или преследующих с толку.
Бамбук использовался в качестве мин при засаде на дорогах, а маленькие бутылочки удобно подходили для использования в городе, когда нужно было создать много шума из ничего. Деревянные коробки использовались для пробивания брешей в стенах при нападениях на замки или укрепления.
Кэндзюцу / Kenjutsu
Кэндзюцу (剣術) – знаменитое японское фехтование на мечах. Обычно кэндзюцу практикуется через серию ката, выполняемых парно или в одиночку. Школы учат своих подопечных использовать меч против других разновидностей классического оружия, но помимо этого ученики познают ещё и основы боевой психологии.
Сегодня большинство школ koryū продолжают использовать кэндзюцу в своей программе, а некоторые из них даже процветают в относительно небольших масштабах. Такие школы – или рю – как Ягю Синкагэ (Yagyū Shinkage-ryū), Касима Синто (Kashima Shinto-ryū), Касима Син (Kashima Shin-ryū), Касима Синдэн Дзикисинкагэ (Kashima Shinden Jikishinkage-ryū), Хёхо Нитэн Ити (Hyoho Niten Ichi-ryū) являются наиболее известными среди ныне существующих. Многие из этих школ прослеживают свою родословную вплоть до зарождения в период сёгуната Токугава. Многие другие могут отследить свою историю от основателей, живших в XIV в. – это школы Манива Нэн (Maniwa Nen-ryū, основана в 1368 г.), Тацуми (Tatsumi-ryū, 1504-1521 гг.) и Касима Син (Kashima Shin-ryū, около 1450 г.)
Путаница с другими практиками. Кэндзюцу не нужно путать с другими практиками, такими как иайдо (иайдзюцу). Да, между ними существует весьма сильная связь, но всё же кэндзюцу и иайдзюцу – разные практики. Чаще всего иайдзюцу выступает в качестве отдельной и дополнительной практики в большинстве школ кэндзюцу.
Иайдзюцу позиционируется как искусство противодействия воину, вооружённому чаще всего мечом, так что изучение этой техники последователям кэндзюцу оказывается только на руку.
Одним из коренных отличий иайдзюцу от кэндзюцу является положение меча в начале выполняемых ката. В иайдзюцу меч находится в ножнах, а в кэндзюцу большинство ката происходят с участием уже обнажённого оружия.
Оснащение. За прошедшие пятьсот лет оснащение в кэндзюцу изменилось чрезвычайно мало. Всё так же в качестве учебного оружия используется боккэн – деревянное подобие меча. По разным причинам различные школы изготавливают для своих учеников свои собственные боккэны, отличающиеся длиной, формой и весом. Например, боккэны из школы «Yagyū Shinkage» сравнительно тонкие и без гарды, что связано с особым подходом к бою в школе. Последователи «Kashima Shin» используют немного утолщённые боккэны по сравнению с большинством, используемым в других школах.
Некоторые школы используют «фукуро синай» («fukuro shinai»: бамбуковый меч, обтянутый кожей или тканью) – такие мечи, как правило, дают младшим ученикам, которые ещё не умеют безопасно управлять боккэном на полной скорости, да и вообще в качестве общих мер предосторожности. Фактически синай в тренировках используют, начиная с XV века.
Нитодзюцу. Отличительной чертой многих школ кэндзюцу является использование парных одати (ōdachi) и кодати (kodachi) или сёто (shotō) – такой стиль боя получил название нитодзюцу (nitōjutsu), метод двух мечей. Одним из самых известных мечников этой техники был Миямото Мусаси (1584-1645), которые основал школу под названием Хёхо Нитэн Ити (Hyoho Niten Ichi).
Однако нитодзюцу как таковое не являлось уникальным ни для этой школы и его основателем был не Миямото Мусаси. В начале периода Муромати (1392-1603) действовала школа Тэнсин Сёдэн Катори Синто (Tenshin Shōden Katori Shinto), плюс в период Эйсё (1504-1521) существовала школа Тацуми (Tatsumi), элементы чьей программы и задействовал Миямото при создании своего стиля и своей школы.
Кусаригамадзюцу / Kusarigamajutsu
Кусаригамадзюцу (kusarigamajutsu, 鎖鎌術:くさりがまじゅつ) – это искусство использования своеобразного японского оружия кусаригама. Кусаригами преподаётся в качестве отдельного боевого искусства в таких школах, как Будзинкан (Bujinkan) и Синто Мусо (Shinto Muso). Кусаригама состоит их трёх частей: деревянной ручки, лезвия на одном конце и противовеса-цепи на другом. Кусари – цепь – раскручивается и таким образом усыпляется бдительность противника, после чего молниеносно наносится смертельный удар лезвием.
Нагинатадзюцу / Naginatajutsu
Нагинатадюзцу (naginatajutsun 長刀術 или 薙刀術) – японское боевое искусство, в котором в качестве оружия используется нагината. Нагината является аналогом алебарды и часто используется в сочетание с танто или кинжалом. Большинство практик с участием нагинаты сейчас проходят в довольно изменённой по сравнению со средневековыми занятиями форме «gendai budō», прозванной «naginatadō» или «atarashii naginata» («Новая нагината»). Проводятся также конкурсы и соревнования.
Дискуссии касательно оригинальности. Вокруг происхождения оружия выстроено несколько теорий, в частности, одна из них гласит, что своё происхождение, как и оружие кобудо, нагината выводит из сельскохозяйственного инвентаря. Другая теория гласит, что нагината – потомок китайской алебарды, а третья и вовсе заявляет, что самураи были натурами творческими и когда им потребовалось более длинное оружие, просто приделали меч к шесту.
История. В самом начале своего боевого пути нагината использовалась против кавалерии, благо её длина это позволяет, но в период Токугава (1603-1868) нагината быстро превратилась в символ статуса женщины-самурая. Мужья уходили на войну, женщины оставались дома, но ведь дом нужно было как-то защищать! Так что нагинатадзюцу в тот период распространилось довольно быстро и широко, а сама нагината стала также символом женской преданности семье и дому. Многие школы, например школа Тэнсин Сёдэн Катори Синто, включали владение нагинатой в свою учебную программу.
Нагината и спорт в наше время. Как следует из подзаголовка, да и из простых размышлений, в наши дни искусство владения нагинатой вылилось в спорт, получив название «Путь нагинаты» («naginatadō», 長刀道) или «Новая нагината» («atarashii naginata», 新しい長刀). Этот вид спорта регулируется Всеяпонской Федерацией нагинаты.
Поделиться32009-03-25 20:10:06
Seishin Teki Kyoko
Seishin-teki kyōyō это методика духовного совершенствования в ниндзюцу, которая включает в себя несколько составляющих:
1. Самопознание;
2. Изучение характера;
3. Судьба (также можно перевести как «призыв», «зов»)
4. Гармония;
5. Сердце;
6. Глаз;
7. Любовь.
В ниндзюцу ум должен быть подготовлен прежде, чем перед ним будет поставлено то или иное задание. Согласно синто и дзэн-буддизму разум должен быть полностью поглощён тем или иным заданием и тогда человеку будет подвластна любая техника. Как говорится, «обнажённый человек в пустой комнате всё ещё может практиковать ниндзюцу».
Некоторые школы ниндзюцу начинают пробуждение сознания с помощью индийской йоги. Для входа в медитативное состояние используются мантры и сутры, например, знаменитая Лотосовая сутра. Синтоистское учение позволяет бойцам лучше изучить духовную энергию, понять её суть, что позволяет в свою очередь принимать и выдерживать боль от тренировок и освободиться от бренности мира – как в тех же тренировках, так и в бою.
Некоторые последователи ниндзюцу могут проводить в медитациях много часов, другие – используют горные водопады зимой, доводя собственные тела практически до граничного состояния и очищая таким образом свои души. Третьи считали, что нечистая душа, душа «с примесью» - это то же самое, что дурно обработанная сталь, и такая душа может «сломаться» под гнетом обстоятельств. Для того, чтобы не утратить эту связь, нужно неустанно и регулярно тренировать тело и дух.
Некоторые ниндзя обучались в определённых школах пониманию законов кармы и каст, учились взаимодействию в обществе, тому, что жизнь есть связь поступков и нужно быть разумными в принятии решений. Учились они и тому, как можно объединить в себе многие элементы, фигурально выражаясь, учились соединять небо и землю. Ниндзя понимали, что каждый элемент этого мира несёт в себе частичку ками и при правильном понимании сути элементов их можно использовать в своё усмотрение.
Находясь в постоянной взаимосвязи с миром, ниндзя знали, что если душа у человека нечиста и он не понимает сути вещей, то его решения всегда будут ошибочными. Для того, чтобы оно было верным и человек совершал правильные поступки, нужно пробудить сознание, выпустить дух на свободу и стабилизировать состояние тела.
Синоби-ири / Shinobi-iri
Синоби-ири (shinobi-iri, 忍び入り) – искусство тайного проникновения и совершения операций под прикрытием. Техника используется для скрытного проникновения на вражескую территорию, например, в лагерь противника. Синоби-ири использовалась вкупе с другими техниками для обеспечения положительного результата миссии.
Для проникновения на территорию противника использовалась система пяти методов:
1. Nyukyo no jutsu – определение сроков;
2. Monomi no jutsu – нахождение брешей в защите;
3. Nyudaki no jutsu – нахождение слабостей психики;
4. Yoji-gakure – отвлечение внимания;
5. Joei-on jutsu – использование световых и шумовых эффектов для исчезновения.
Nyukyo no jutsu позволяло правильно определить время для операции, monomi no jutsu – выявить слабое место в обороне противника. Nyudaki no jutsu – использование слабостей тех же охранников, которые могут, например, иногда подремать на дежурстве. Yoji-gakure no jutsu – классический ход с бросанием какого-либо предмета подальше от места своего нахождения, охрана идёт проверять, что там шуршало в кустах, а ниндзя тем временем тихонько проникает в лагерь.
Joei-on jutsu – также классический ход с использованием световых и шумовых гранат для спокойного исчезновения с места «преступления». Пока охрана оглушена или ослеплена, унести ноги чрезвычайно легко.
Искусство скрытности. Также умения синоби скрываться включают в себя три искусства «невидимости»:
1. Inpo – искусство скрытности;
2. Tonpo – искусство уклонения и побега;
3. Shinobi-iri – искусство тайного перемещения в темноте.
Рекомендации для скрытного перемещения от Стивена К. Хайеса (Stephen K. Hayes):
1. Согните ноги в коленях как можно сильнее и контролируйте баланс тела – таким образом общее давление Вашего тела на землю снизится и Вы сможете пройти, не оставляя глубоких следов.
2. Помните, вдыхать нужно одновременно с движением, т.к. Ваше пыхтение может быть легко обнаружено в кромешной тишине. И старайтесь излишне не напрягаться, т.к. в некоторых случаях напряжение способствует одышливости.
3. Будьте бдительны и смотрите не только под ноги, но и вокруг себя, обращая внимание на других людей или новые предметы на сцене действия.
4. Передвигайтесь текучим шагом, а не ходите, как деревянный солдатик. Также не стоит двигаться с ленцой или широко размахивать ногами.
5. Перенесите весь свой весь на одну из ног и второй сделайте аккуратный шаг, постепенно перенося вес на неё – такая уловка позволит Вам передвигаться в совершенной тишине.
6. Пусть руки не болтаются без дела: выставьте их слегка вперёд, одну чуть ниже, другую чуть выше – так Вы сможете заметить возможное препятствие прежде, чем наткнётесь на него со всего маху.
7. Если Вы считаете, что наделали слишком много шума, замрите и не двигайтесь некоторое время. Прислушайтесь, обеспокоились ли окружающие и приглушился ли общий шум после Вашего возможного промаха. Сделайте глубокий вдох и медленно выдохните, сделайте небольшую паузу – до тех пор, пока точно не убедитесь, что Вас никто не заметил, и аккуратно продвигайтесь дальше. Возможно, Вам даже удастся убедить окружающих, что им просто послышалось.
8. Будьте настолько терпеливы, насколько это возможно. Если скорость передвижения не имеет особого значения, потратьте максимум времени, т.к. нетерпение и спешка – это две самые большие опасности для человека, желающего тайно пробраться куда бы то ни было.
9. Сообразуйте свои движения с окружающей средой. Не делайте слишком длинных перемещений по областям, где Вас могут увидеть или услышать. Передвигайтесь тихонько, короткими перебежками и следите за окружающей обстановкой.
Клановая структура.
Любой клан синоби построен по принципу пирамиды, которую условно можно поделить на три уровня: дзёнин, тюнин и гэнин.
Дзёнин (Jonin) – элитные бойцы клана, которые могут уложить в битве тюнина и гэнина. Их имена и личности хранятся в строгом секрете и неизвестны рядовым бойцам клана.
Тюнин (Chunin) – эти бойцы возглавляют группы синоби и отвечают за проведение операций, получая задания от дзёнина.
Гэнин (Genin) – рядовые бойцы, которыми ученики синоби становятся после того, как старейшины сочтут их достаточно подготовленными, чтобы участвовать в операциях.
Сюрикэндзюцу / Shurikenjutsu
Сюрикэндзюцу (shurikenjutsu, 手裏剣術) представляет собой общий термин для обозначения боевого искусства метания сюрикэнов (shuriken) – небольшого метательного оружия вроде металлических шипов («bo shuriken») или круглых пластин («hira shuriken») или ножей (tantō).
Сейчас сюрикэндзюцу гораздо менее распространено по сравнению с феодальной эпохой, когда это искусство обычно входило в качестве дополнительного в программу обучения многих школ кэндзюцу, содзюцу, бодзюцу и кими-ути («kumi-uchi», ), или дзюдзюцу («jujutsu»).
История. Откуда пошло сюрикэндзюцу несколько неясно из-за отсутствия достоверных источников и документов, касающихся истории искусства, однако в школах боевых искусств существуют внутренние устные предания, которые повествуют о том, как то или иное искусство развивалось, пришло в эту школу и используется в её программе обучения.
Искусство метания сюрикэнов совместно создали многие авторы и новаторы, которые отдельно от других обнаружили и создали свои собственные различные методы адаптации бытовых объектов к потребностям боевого искусства и разработали способы метания оружия. Именно поэтому столь различны и стили в сюрикэндзюцу, и само оружие.
Кроме этого, это искусство скрытно само по себе – сюрикэны маленькие, их легко спрятать, но их можно эффективно использовать на различных дистанциях, хоть вблизи, хоть на расстоянии – как аналог ножа, или, что называется, по назначению, метая в ту или иную цель.
Типы сюрикэнов. Выделяют два базовых типа сюрикэнов – бо-сюрикэны и хира-сюрикэны. Бо-сюрикэны – прямые металлические шипы, иногда могут иметь четыре луча или быть округлыми или восьмигранными. Как правило эти сюрикэны имели только один заострённый конец, но в ряде случаев заточка могла быть с двух сторон.
Средняя длина бо-сюрикэна составляла около 16 см, а вес – около 50 г. Такой сюрикэн бросается сверху вниз из укрытия или же из положения лёжа, сам сюрикэн при этом держится между первым и вторым пальцами руки. Бо-сюрикэны являются самой распространённой формой этого метательного оружия и наиболее широко используются в сюрикэндзюцу.
Хира-сюрикэн, или сякэн («метательная звёздочка») – название говорит само за себя, плюс этот образ оружия ниндзя широко растиражирован западным кинематографом, так что проблем с идентификацией быть не должно. Толщина сякэна составляет около 3 м, а ширина – около 11 см. Бросать сюрикэн можно практически как угодно, движение идёт от запястья.
Современная практика. После отмены мечей в период Мэйдзи, сюрикэндзюцу как и многие другие боевые искусства, изрядно увяло и почти умерло к началу XX века. Исчезли многие виды этого боевого искусства и если бы не усилия некоторых лиц, например, Кандзи Нарусэ (Kanji Naruse, 188? - 1948) и Фудзита Сэйко (Fujita Seiko, 1900 - 1966), специалистов в области сюрикэндзюцу, искусство бросания «звёздочек» могло бы кануть в Лету. Кандзи и Фудзита написали несколько книг по данной тематике, но теория без практики ничто и в этом плане значительно помогли школы, которые до сих пор действуют и посвящены сюрикэндзюцу – Ягю Синган (Yagyu Shingan), Ягю Синкагэ (Yagyu Shinkage), Катори Синто (Katori Shinto), Касима Синто (Kashima Shinto), Кукисин (Kukishin) и Тогакурэ (Togakure).
Содзюцу / Sōjutsu
Содзюцу (sōjutsu, 槍術. Иногда неправильно читается как «yarijutsu») – искусство боя на копьях («yari»). Содзюцу, как правило, всего лишь часть обширной программы большинства школ боевых искусств, например, содзюцу входит в программу школы Тэнсин Сёдэн Катори Синто. Известными школами содзюцу являются, к примеру, Овари Канн (Owari Kan) и Хозоин (Hozoin). Искусство боя на копьях весьма обширно и хорошо как при наступлении, так и при защите.
Суй-рэн / Sui-ren
Суй-рэн (sui-ren, suiren, 水練) – часть тренировок ниндзя, которая проводится на воде. адепты должны уметь бесшумно пересекать водные препятствия, скрываться под водой или сражаться с врагом. Водные стили искусства ниндзя делятся на пять основных категорий.
Плавучие средства. Иногда ниндзя используют плоты или складные лодки для переправ через водоёмы, но именно только иногда.
Вода как оружие. Часто ниндзя используют воду в своих целях, например, разрушая мосты и дамбы, загрязняя источники или лишая воды пленников. В случае с мостами и дамбами чрезвычайно эффективным было разрушение сооружения непосредственно перед проходом/проездом по нему противника.
Обмундирование ниндзя. Чтобы дышать под водой в течение длительного времени ниндзя использовали длинные дыхательные трубки, похожие на тростник. В некоторых случаях эти же трубки использовались для скрытного выстрела из-под воды в ничего не подозревающего противника.
Скрытность. В древней Японии, как уже ясно из абзаца выше, бойцы часто использовали водоёмы в качестве убежища или для подглядывания за противником. Также нападения из воды использовались для захвата заложников.
Выживание. Ниндзя должны были знать, как при случае найти, очистить и транспортировать воду на довольно длительные расстояния. Это умение помогало синоби выживать в не самых благоприятных местах.
Тайдзюцу / Taijutsu
Тайдзюцу (taijutsu, 体術) – фигурально выражаясь, «искусство тела» – японское боевое искусство боя без оружия. Исторически этот термин является взаимозаменяемым с «дзюдзюцу» и другими терминами, обозначающими ряд боевых навыков.
Тайдзюцу – бой без оружия – является общим для многих боевых искусств и распространено по всей Японии на протяжении всей её истории. Учитывая, что тайдзюцу обозначает некий перечень навыков и умений, этим термином не обозначают какую-либо конкретную школу.
Тэнмон / Tenmon
Тэнмон, (tenmon, ten-mon, 天門) – умение ниндзя понимать и прогнозировать погоду, которое используется в стратегических целях. Это умение позволяло бойцам предугадывать изменения погоды и использовать из для собственной выгоды. Зная характер погодных изменений, повадки животных и многие другие характерные признаки, ниндзя мог использовать дождливую погоду или длительный знойный период для ослабления врага и победы над ним.
Тёхо / Chōhō
Тёхо (chōhō, 諜報) буквально означает «секретную информацию», а применительно к ниндзя является искусством шпионажа и одним из основных умений, преподаваемых в школе Тогакурэ. Шпионаж наряду с саботажем является одним из основных умений ниндзя.
Ти-мон / Chi-mon
Ти-мон (chi-mon, chi mon, 地門) – умение ниндзя ориентироваться на местности, т.е. знание географии. Бойцы средневековой Японии проводили приличное количество времени, изучая географию родной страны, запоминая расположение её основных рек и их притоков. Кроме этого, синоби изучали ботанику, энтомологию, геологию, зоологию и могли таким образом определить своё местоположение практически в любых условиях. Также ниндзя изучали импорт и экспорт близлежащих провинций – эти знания впоследствии могли использоваться для саботажа.
В последнее время школы ниндзюцу редко фокусируют своё внимание на методах шпионажа, т.к. они мало подходят для основной части населения, плюс ко всему привлекают студентов с нереалистичным ожиданиями и создают негативную рекламу. Возможно, такие действия стали одной из причин для создания «западного» образа ниндзя – таинственного убийцы, появляющегося из ниоткуда и пропадающего в никуда.
Информация взята отсюда: http://leit.ru/